МАДОУ "Детский сад №3
"Солнышко" с.Бураево"

Воскресенье, 19.05.2024, 06:39
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Тема: «Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи».

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень формирования личности. Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Учителя-логопеды в детских садах не остаются в стороне от процесса творческой разработки современного содержания дошкольной логопедии. Формулировка « Инновационные технологии» предполагает новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения устной или письменной речи, помогающие логопеду в работе.

У детей с нарушением речи отмечаются не только различные аспекты речевой деятельности, но и наблюдаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на занятии в группе.  

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.                           

«Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи» - эта тема актуальна для меня. И поэтому я выбрала её темой самообразования. Я внимательно слежу  за методическими новинками в области коррекционных технологий, изучаю и  активно использую их в своей работе  на логопедических занятиях.  Использование новых технологий помогают мне эффективно решать поставленные на занятиях  коррекционные задачи и  успешно исправлять дефекты речи у логопатов. А сейчас, немного подробнее  хочу рассказать о каждом из них, хочу поделиться с вами, так как думаю, что некоторые из них могут быть успешно использованы и воспитателями  в своей работе на занятиях или в режимных моментах.

 

 

 Активизация участников мастер-класса.

 

Но сначала, хочу  узнать вот о чём:

 

Крикните громко и хором друзья,

Деток вы любите? Нет или да?  (Да!)

Пришли на мастер-класс, сил совсем нет,

Вам, лекции  хочется слушать здесь?  (Нет!)

Я вас понимаю, как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно нам?  (Да!)

Дайте мне тогда ответ:

помочь откажетесь мне?  (Нет!)

Последнее спрошу вас я:

активными все мы будем?  (Да!)

Тогда продолжаем работать друзья!

Спасибо!

 

Большое значение в коррекции речи детей имеет использование здоровьесберегающих технологий.

1. Артикуляционная гимнастика.

Она дается детям нелегко, отнимает у детей много энергии, требует усидчивости и терпения. Но, прибавив к упражнениям немного игровой ситуации,  движения рук к движениям язычка и увлекая в мир Веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократно повторять определенные артикуляционные уклады. Веселый Язычок приходит на занятия с различными историями, стихотворениями, а также приносит с собой  игрушки, использование которых очень оживили выполнения артикуляционной гимнастики.

Показ слайда. (Выполнение артикуляционных упражнений вместе с участниками мастер-класса.)

                  - «Сказка Весёлого Язычка»;

                  - «Карлсон, который живёт на крыше»;

                   -«Буратино»;

                   -«Весёлая прогулка Язычка».

 

2. Развитие  мелкой моторики и координации движений рук.

Показ слайда.

Чтобы научить ребенка говорить правильно, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. На занятиях я широко применяю следующие виды пальчиковых игр:

  • Пальчиковые игры с предметами;
  • Активные игры со стихотворным сопровождением;
  • Игры- манипуляции;
  • Пальчиковые игры на основе сказок;
  • Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
  • Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением, которые  особенно нравятся малышам. Этот вид игр стал инновационным в педагогике благодаря семье Железновых. Они создали школу раннего развития «Музыка с мамой», разработали одноимённую методику, ставшую популярной в России и за рубежом. В настоящее время они входят в систему коррекционных мероприятий для детей с нарушениями речи,  ДЦП и другими расстройствами.

Давайте поиграем.

Показ слайдов.

 

Сначала, надо пальчики разогреть.

Потрём – ка, мы ладошки,

Потрём – ка, их немножко,

Очень хорошо.

-Ой, какие они горячие!

Спрячем ладошки мы назад,

Не хотим их показать!

А потом, а потом,

Одну ладошку мы найдём!

Снова спрятали назад,

Не хотим их показать!

Нет, нет, нет,

Не хотим их показать!

А потом, а потом,

Две ладошки мы найдём!

А теперь наши пальчики будут мять бумажку.

   -«Мы бумажку будем мять….»   (Выполняется сидя на    

     стульчиках).

  -«Машенька по лесу шла….»    (Выполняется стоя).

-Ой, ребята, послушайте, это кто там зашуршал?

-Это мышка зашуршала, это мышка прибежала, хочет с нами поиграть! Поиграем?

 - «Мышь полезла  в первый раз…»(Выполняется сидя на полу).

- «Есть в лесу из брёвен дом……»(выполняется под музыку, на экране демонстрируется слайд.)

    -«Я хочу построить дом….» (Презентация.)

 

3 .Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают и поют.

Показ слайдов.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

-улучшению общего состояния детей;

-улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

-коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

-стимуляции речевой функции;

-нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

       В нашем  логопедическом  кабинете есть  музыкальный  центр,  который позволяет мне   использовать на занятиях следующие приёмы музыкотерапии:

 - ритмические  движения под музыку;

  -пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение,  (логопедические  распевки по методике Железновой.)

- пальчиковые игры под музыку.

 

 Показ слайдов.

                Логопедические распевки: «Звук Ж», «Звук Л».                    

                                                               «Звук З». «Звук С».                                    

                 Движения под музыку: «Вот носик»,  «Соседи»,                                                                 

                                                                «Сороконожка».

4. Мнемотехника.

 Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов  для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Я  широко применяю  на мнемотаблицы на  занятиях для решения задач по развитию связной речи  детей. Использование мнемотаблиц  позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Давайте мы на них посмотрим и поиграем. (Составить связный описательный рассказ об игрушке.)

Показ слайдов.

 

5.Театрализованная деятельность.

В ходе систематических занятий обнаружено, что с помощью разыгрывания сказок можно  корректировать различные аспекты речевой деятельности. На таких занятиях дети преодолевают робость, страх, раздражительность, негативизм, упрямство, замкнутость и пр.

Умелое разыгрывание сказок позволяет:

-создавать у ребёнка радостное, приподнятое настроение,

-устанавливать эмоциональный контакт с малышом,

-активизировать речевое общение,

-оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие,

-пополнять запас знаний и сведений дошкольника,

-совершенствовать познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление)

развивать речь.

Показ слайдов (фотографии).

Драматизация сказки  «Три медведя».

6.Компьютерные речевые игры.

Обучающие компьютерные игры принадлежат к числу эффективных средств обучения, всё чаще используемые логопедами на занятиях. Они стали перспективным средством коррекционной работы с детьми, имеющими  нарушения речи, так как  дают специалисту дополнительный набор возможностей  коррекции  отклонений в развитии ребёнка.

На занятиях я широко использую такие игры и упражнения. Давайте вместе поиграем.

   Игра «Катя идёт домой». ( Презентация игры.)

   Игра «Золотой ключик». ( Презентация игры.)

   Игры из  сайта  «Мерсибо»: «Клава нашла клад», «Слон».

 

 

  Одним словом, дорогие коллеги! Общайтесь, пойте, разговаривайте, инсценируйте, хлопайте, играйте с детьми! Используйте всё новое и интересное в игровой форме. Дети учатся всему в игре и в общении, а эмоциональность, интерес и позитивное отношение сделают развитие речи детей дошкольного возраста незаметным и желанным. И с пожеланиями творческих успехов и крепкого здоровья, хочу подарить всем участникам мастер-класса  подарки за активное участие.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Солнышко (28.03.2016)
Просмотров: 667 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar