Открытое районное мероприятие, посвящённое Году литературы
Литературный праздник по сказочным произведениям А. С. Пушкина
Тема: «Путешествие в Лукоморье»
Цель:
- обобщать знания детей по сказочному творчеству А.С. Пушкина, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях;
- воспитывать у детей интерес к творчеству А.С. Пушкина, эстетические чувства;
- развивать у детей коммуникабельность, творческие способности, память, литературное мышление, внимание, речь, эмоционально-волевую сферу,
- прививать интерес детей к художественной литературе, литературному чтению, русскому слову;
- способствовать обобщению и закреплению сказок А. С. Пушкина
Реквизит: декорации к постановкам сказок, сказочные костюмы, оформление музыкального зала, проектор, луч, ИКТ
Под музыку «В мире много сказок» дети змейкой входят в зал и садятся на стулья.
Эпизод с Радугой
Сказочница: Дети! Посмотрите на этот портрет, вы знаете кто это? Правильно, замечательный русский поэт А.С.Пушкин.
Ребенок: Мы Пушкину наш праздник посвятим
Наполнив зал волшебными стихами
О Пушкине сегодня говорим
Поэзии волшебными словами.
Ребёнок: Мой Пушкин!
Ты мне дорог с малых лет,
Твои стихи я слышу с колыбели,
Я сказками волшебными согрет,
Что музыкой в душе моей звенели.
Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада!
Спасибо за любовь к родному слову.
Мы этой встрече очень-очень рады
Твои стихи читать мы будем снова.
Ребёнок: Мой Пушкин!
Преклоняюсь пред тобой,
Перед твоим талантом безупречным.
К тебе пылаю нежной, неземной
Любовью безграничной, бесконечной.
Сказочница: Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много сказок и других произведений.
Сказочница: Давно нет Александра Сергеевича, но память о нем живет в народе. В детстве маленький Саша очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала ему няня Арина Родионовна. Став поэтом, Пушкин написал чудесные сказки.
Ребенок: Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании,
Благополучного конца.
Ребенок: Всех героев этих сказок
Все мы знаем без подсказок
Царь Салтан и Черномор,
Поп, Балда и царь Гвидон,
И Людмила, и Руслан
Всех их Пушкин написал.
Сказочница: И сегодня я хочу увести вас по неведомым дорожкам в удивительный мир. Мы отправляемся в страну сказок, придуманную для вас А.С.Пушкиным. Она называется «Лукоморье». А отправимся мы на волшебном ковре-самолете.
Сказочница: Все уселись. Готовы. Закройте глаза. Теперь скажем все вместе:
«4,3,2,1- в Лукоморье мы летим»
ИКТ «Анимация полета»
Музыка «Полет шмеля»
(Прилетаем в Лукоморье)
Сказочница: Вот мы и в Лукоморье.
Дети садятся. Звучит таинственная музыка
1 ребёнок: У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом.
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
2 ребёнок: Там, на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
3 ребёнок: Там королевич мимоходом,
Пленяет грозного царя.
Там в облаках, перед народом,
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
4 ребёнок: В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет.
Там русский дух, там Русью пахнет!
5 ребёнок: И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Сказочница: Сказки Пушкина мы знаем,
С интересом их читаем,
Изумительны на слух,
В них живёт наш русский дух!
Сказке скажем: в добрый час!
И отрывки из «Салтана» вам покажем мы сейчас.
Музыка звучит громче, три девицы поют и имитируют движения, как будто бы трудятся. «Позолоченная прялица, мы прядем, а нитка тянется…», постепенно музыка затихает.
Песня «Прялица»
Автор: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Говорит одна девица:
1-я девочка: Кабы я была царица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
Сказочница: Говорит её сестрица:
2- я девочка: Кабы я была царица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
Сказочница: Третья молвила сестрица,-
3-я девочка: Кабы я была царица,-
Я б для батюшки царя
Родила богатыря.
Сказочница: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Входит царь, кланяется девицам
Царь (обращаясь к третьей): Здравствуй, красная девица,
Будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
К сестрам: Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха,
А другая - повариха.
Царь берет за руку невесту, все вместе танцуют любой русский танец и уходят, царь с невестой впереди, ткачиха с поварихой за ними.
Русский танец( три пары)
Сказочница: Вспомните, ребята, какое первое чудо было в этой сказке?
(Ответы детей)
Сказочницы: Ребята, посмотрите, кто-то орешки потерял? Да не простые, все скорлупки золотые. Кто же это?
(Поднимает несколько орешков)
(Под музыку заходит белочка. Музыка – тема: «Белка»)
Белочка: Ой! Это я орешки потеряла. Помогите мне собрать, а потом пересчитать.
Сказочница: Поможем, ребята, белочке собрать орешки.
(Дети по команде собирают орешки, затем пересчитывают)
Сказочница: Белочка, а какое первое чудо есть в этой сказке?
Белочка: Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт и орешки всё грызёт,
А орешки не простые, все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Вот что чудом – то зовут.
Дети поют песню «Во саду ли, в огороде» (минусовка ) и ведут хоровод, а белка с корзинкой танцует внутри круга)
Песня «Во саду ли, в огороде»
Танец белки
Сказочница: Какое ещё чудо есть в этой сказки?
Дети: Царевна Лебедь.
(Звучит музыка, ИКТ – волны,
выходит Царевна - Лебедь)
Сказочница: За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:
Лебедь: Днем свет Божий затмеваю, ночью землю освещаю,
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама я величава, выступаю словно пава;
А как речь – то говорю, словно реченька журчу.
Сказочница: Молвить можно справедливо, это диво, так уж диво.
Танец Лебеди
Сказочница: Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь-поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
Лебедь: Здравствуй витязь мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Сказочница: Говорит она ему.
- Князь Гвидон ей отвечает:
Князь Гвидон: Грусть-тоска меня съедает,
Диво б дивное хотел
Перенесть я в свой удел.
Лебедь: А какое ж это диво?
Князь Гвидон: Где-то вздуется бурливо Окиян
Хлынет на берег пустой,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Сказочница: Князю Лебедь отвечает:
Лебедь: Вот что , князь тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Это витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печальсся, ступай,
В гости братцев поджидай
(Звучит музыка для выхода богатырей.
Синий материал для волн)
Стихотворение «Богатыри» (читает Айрат):
Широко ты Русь по лицу
земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга
За тебя в нужде сложить голову.
(Танец «Богатыри» под песню «Богатырская сила»)
Вначале (за кадром) произносятся слова : (Разида Сибагатовна)
Не перевелись ещё богатыри на земле русской!
Не оскудела в сердцах молодецкая удаль!
Сойдёмся, друзья и братья,
Восхвалим песней силу нашу
Силу нашу богатырскую!
(Танец «Богатыри» под песню «Богатырская сила»)
Сказочница:
И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной
Главное, в него поверить
И оно уже с тобой!
(Звучит песня «Баба Яга»)
(Из избушки на курьих ножках выбегает Баба –Яга и танцует под музыку)
Баба – Яга: Фу-фу! Русским духом пахнет. Раньше за ним гонялась, а теперь сам в нос лезет.
Сказочница: Здравствуй, Баба – Ягуля – красотуля!
Баба – Яга: Здравствуйте, коль не шутите! Зачем пожаловали? Дело пытаете, аль от дела лытаете?
Сказочница: Дело пытаем.
Баба – Яга: Какие у вас могут быть дела в нашем Лукоморье?
Сказочница: А мы, бабушка, путешествуем по сказкам великого русского поэта А.С.Пушкина.
Баба – Яга: Хорошенькое дело!
У меня сегодня отличное настроение!
Послушайте–ка, песенку в моем исполнении!
А помогут мне – старушке, мои любимые избушки!
Избушки - подружки, выходите!
1- я частушка: На горе стоит избушка, она задом наперёд.
В ней живет одна старушка, бабушкой Ягой зовут.
2- я частушка: Нос картошкой, глазки узки, словно огоньки горят,
Когти, как у нашей кошки, дыбом волосы стоят.
Баба – Яга: А я Баба-Яга, костяная нога,
Помелом помету и детей унесу
.
Сказочница: Хороша твоя песня, Баба-Яга. Поиграть тебе с ребятами не пора?
Баба-Яга: Поиграть я с вами рада –
Косточки размять мне надо.
(Баба – Яга проводит игру)
Сказочница: Спасибо тебе, Баба-Яга, повеселила ты нас! А мы продолжим свое сказочное путешествие!
Баба-Яга: Вот вам от меня подарочек – волшебный клубочек. Он укажет вам дорогу к следующей сказке. Счастливого пути!.
Буду в сказках снова жить
И добро, и зло творить
А по праздникам , ребятки
Буду в гости приходить
А мне тоже пора .Надо проведать Кощея, а то он там над своим златом всё чахнет и чахнет…
Дети: До свидания!
Сказочница :
(Музыка. Декорация к «Сказке о мёртвой Царевне и о семи богатырях».Выходит Царица)
Автор: Посмотрите! Вот - Царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркало одно;
Свойство зеркальце имеет:
Говорить оно умеет.
Царица: С ним одним я такова:
Добродушна, весела,
С ним приветливо шучу,
И, красуясь, говорю:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее?»
Автор: А ей зеркальце в ответ:
Зеркало: Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Автор: Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком–то как притопнет!
Царица: Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною!
Я в ней дурь-то успокою…
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне равной нет. Так ли?
Сказочница: Зеркальце в ответ:
Зеркало: А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее
(царица убегает)
Сказочница: Ребята, скажите, а как называется эта сказка?
( Ответы детей)
Сказочница: Сказка-ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
В сказках разное бывает,
Но справедливость побеждает!
(Звучит музыка. Заходит старик с неводом)
Старик: Я рыбачил тридцать лет и три года,
И однажды поймал золотую рыбку.
Думал: «Отпущу её гулять по морю,
Никакого откупа мне не надо».
Да разыгралась жадность у моей старухи –
Многое пришлось просить у рыбки…
А теперь опять разбитое корыто,
Снова невод закидывать надо.
Интересно, что же мне попалось?
Неужто золотая рыбка вновь досталась?
Рыбка: Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Старик: Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Порадуй ты меня лучше своим танцем,
Душой отдохнуть - бы от сварливой старухи.
(танец золотой рыбки и волн)
Старик: Сколько слышал я на свете о разных чудесах,
Не знал, что нет чудеснее улыбок и счастья в ваших глазах.
А теперь пора мне к своей старухе воротиться.
С вами вынужден проститься.
Счастливого путешествия!
Сказочница: До свидания, дедушка!
( старик уходит)
Сказочница: У сказки можно научиться
Она ведь мудрости полна
Её герои учат жизни,
Их украшает доброта
Сказочница: Ну что, ребята, отправляемся дальше в путь.
- Сказка радость нам несет
Те, кто знает, тот поймет.
В сказке очень много смысла
И любовь там ходит близко…
( выходит царь, звездочет с петушком)
Сказочница: Раз пожаловал к царю
В гости мудрый звездочет
Встал и вынул из мешка…
Золотого
(Выходит поп , прохаживается по базару)
Сказочница: Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
Балда: Что, батька, рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Сказочница: Поп ему в ответ:
Поп: Нужен мне работник:
Повар конюх и плотник.
А где же найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?
Сказочница: Балда говорит:
Балда: Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
Сказочница: Призадумался поп,
Стал себе почёсывать лоб.
Щёлк щелку рознь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде:
Поп: Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моём подворье,
Окажи своё усердие и проворье.
(Звучит музыка)
Сказочница: Прошло три года…
Балда пришёл к попу
Балда: Ну, что поп
Пришёл за платой я
Подставляй скорее лоб!
Сказочница: Бедный поп подставил лоб:
С первого щелка прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка лишился поп языка;
А с третьего щелка вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
Балда: Не гонялся бы ты поп за дешевизной!
(поп убегает , держась за голову)
Балда: Ну, что, ребята, с попом я разобрался. А теперь пришло время порезвиться, поиграть, повеселиться!
Проигравшему- по лбу щелчок,
А я проиграю-мне в спину толчок.
Согласны?
(Ответы детей)
Дети: Во что же мы будем играть?
Балда: Разомнемся – ка, ребята,
&n